Россия легко обойдется без «Шторма»
Главная > Новости > Россия легко обойдется без «Шторма»

Россия легко обойдется без «Шторма»

Разговоров о программе разработки российского авианосца проекта «Шторм» в последнее время становится все больше. Шума добавила недавняя новость о возможности базирования на корабле новейших самолетов «Як» с вертикальным взлетом, разработка которых даже не началась. Да и вариант с палубной модификацией Т-50 ровно в той же стадии зародыша. При этом самый актуальный вопрос, касающийся проекта «Шторм», сегодня один – нужен ли он России?

Разработка самого большого авианосца в мире, коим его склонны называть сегодня, будет стоить воистину колоссальной суммы. И даже самый дорогой американский атомный авианосец в истории типа «Gerald R. Ford» по сравнению с ним покажется игрушкой. Прибавить к этому проектирование палубного истребителя 5 поколения и формирование авиакрыла в количестве до 90 единиц, а также постройку кораблей эскорта, то, судя по мнению экспертов, «Шторм» выстрелит в неприличную сумму в 1,5 триллиона рублей или 25 миллиардов долларов. Это вдвое больше стоимости программы головного «Форда». Учитывая рациональное планирование военного бюджета России и тенденцию к уменьшению расходов, сложно не заметить, что «Шторм» сильно вылезает из данной концепции. Вдобавок, говоря о финансовой составляющей проблемы – перспективный авианосец, если все-таки программа возьмет старт, может сократить расходы на другие важные проекты российского ВПК, некоторые из которых могут дать преимущество России над конкурентами уже в обозримом будущем. В их числе гиперзвуковое вооружение в виде «Циркона» и российско-индийского «БраМоса-2», истребитель Т-50, который может стать 3 по счету и при этом первым истребителем 5 поколения, соответствующим этому статусу. Бронетехника на базе «Арматы», подводные лодки, новое оружие ядерного сдерживания и, конечно, жизненно необходимые системы противоракетной обороны нового поколения. Все это фактически есть и теперь необходимо играть на количестве, а в условиях жесточайшего воздействия на российскую экономику, бюджет едва ли потянет все и сразу. Нужно выбирать наиболее важное. А тут 25 миллиардов за «авиаматку».

Еще более важной проблемой является время реализации проекта. Это лет 20. Не меньше. К тому времени такое оружие как авианосец может в принципе потерять свою актуальность. Даже американцы мало-помалу это понимают и, с большой долей вероятности, не будут строить 10 запланированных кораблей типа «Gerald R. Ford». Разработка гиперзвукового ракетного вооружения, против которого на сегодня бессильны средства ПВО, так или иначе, заставила задуматься о целесообразности постройки авианосцев, поскольку ни США, ни Британия, никто не отправит дорогостоящие «шхуны» к берегам страны, обладающей такими средствами поражения. В будущем участь авианосцев может свестись к участию в операциях с минимальными рисками, проще говоря, «папуасным» войнам. При этом вопрос остается открытым, целесообразно ли будет тащить 70-90 истребителей, которые может вместить «Gerald R. Ford» или «будущий» «Шторм», на другой конец света, когда корабли обладают высокоточным вооружением, а поддержку с воздуха способны оказать, скажем, ударные вертолеты, и тем более стоит ли тратить на это внушительные средства?

Вариант получить такие возможности «задешево» есть – постройка универсальных десантных кораблей, способных нести помимо бронетехники и десанта вертолеты, а при желании и те же СВВП, которые напророчили «Шторму». Концепция российского УДК существует  – проект «Прибой». Прекрасные палубные вертолеты Ка-52К «Катран» на конвейере. Все слагаемые, так сказать, в наличии. А главный аспект — цена — не более 1 миллиарда за единицу. Первый УДК с учетом разработки, конечно, будет стоить в 3-4 раза дороже, и все-таки это далеко не те затраты, что может потребовать проект «Шторм». Второй важный фактор – время. Третий – количество за те же деньги: 20-23 УДК вместимостью до 16 единиц авиации и 40 бронетехники или один «Шторм».

К слову, в США стартует программа постройки УДК типа «Америка» ориентировочной стоимости в 3 миллиарда/штука, и нести он  будет не только вертолеты, но и истребители F-35B, если, конечно, их доведут до ума. Поэтому программа разработки новейшего российского СВВП, конечно, не лишена смысла в отличие от анонсированного для них «носителя». Да и не к лицу России авианосцы, являющиеся оружием нападения и агрессии, к тому же, за бешеные деньги.  Пусть этим продолжают заниматься США. Россия идет рациональным путем развития ВПК, который, как показывает практика, дает прекрасные результаты. А «Шторм», во-первых, никак не вписывается в эту концепцию, во-вторых, Россия легко обойдется без 1 авианосца, который, к тому же, через 20 лет может стать малополезным, в-третьих, существует относительно недорогая альтернатива.

Загрузка...